ПРОРОЧЕСТВО СФИНКСОВ

 

Актуальная редакция статьи Алексея Ваэнра для сборника «Петербург глазами астрологов», подготовленного к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году.

Сфинкс фараона Небмаатра у Академии художеств, деталь. Фото автора

-Понимаешь, ловля артефактов — не совсем точная наука…

Сериал «Хранилище 13», 3-й сезон, 7-я серия

 

СТРАННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ

 

Атланты, кариатиды, грифоны, химеры, люди, лошади, львы, — каменный мир Петербурга взирает на человека целым сонмом скульптурных ликов. Но сфинксы стоят особняком. Этот образ, созданный египтянами, во все времена порождал вокруг себя множество легенд. Свидетельство тому – даже их имя. Ведь, и оно – дань мифу. Древние греки сочинили историю о жестокой женщине-львице, которая задавала путникам загадки, и убивала несчастных, не нашедших ответа. А затем они же нарекли её именем — Сфинкс –так похожие на образ из легенды изваяния с телом льва и головой человека, которые встретились им в Египте. На языке древних египтян «сфинксы» назывались иначе: шепсес-анх — «драгоценный живой образ».

Почему так много сфинксов стоит на берегах Невы? Может быть, неспроста? Этим вопросом я впервые задался в 1996-1997 годах и поиски ответа начал с самого очевидного для астролога рассуждения: если какое-то явление, например — установка сфинксов, происходит систематически, должна существовать повторяющаяся ситуация на небе, которая его сопровождает.

Действительно, если присмотреться к датам установки в Петербурге сфинксов, вырисовывается их связь с одним интересным астрологическим циклом. Это цикл смены идеологии, связанный с планетами Уран и Нептун. Его продолжительность 170-172 года: столько времени проходит от одного соединения этих планет до другого. Практически все установки сфинксов связаны со значимыми точками цикла Урана — Нептуна: половина, треть, четверть, шестая часть пути до соединения планет и т. д.

Более того, можно обнаружить интригующие параллели между событиями, которые происходили со сфинксами, и событиями в истории нашей страны. Похоже, здесь присутствует закономерность: устанавливается сфинкс или группа сфинксов — и спустя время, равное половине цикла Урана — Нептуна (85-86 лет), в стране происходит событие, коренным образом меняющее жизнь государства.

Первое появление сфинксов в городе на Неве приходится на 1796 год. Одна пара таких скульптур была установлена у дачи графа Строганова на берегу Большой Невки. Другие две пары, выполненные по той же модели, были поставлены у дачи Безбородко. Прибавим 85 лет и получим 1881 год — убийство Александра II и начало правления Александра III.

Следующий эпизод — 1809 год. Это время установки фонтана со сфинксами на дороге из Петербурга в Царское село и декоративных статуй сфинксов в интерьере Горного института. Плюс 85 лет — 1894 год — начало правления Николая II.

Третий эпизод — 1826-1832 годы: постройка Египетского моста со статуями сфинксов через Фонтанку и доставка из Египта подлинных изваяний сфинксов, впоследствии установленных напротив Академии художеств. Плюс 85 лет — революционный период в России, начавшийся с 1911 года, когда убийство Столыпина положило конец попыткам обновления страны сверху, по грозный 1917 год. (Обращает на себя внимание странная аналогия: доставка в Россию египетских сфинксов перекликается с 1917 годом, и правитель, принявший власть в этом году, был мумифицирован и положен в «пирамиду» — почти по древнему обряду!)

Далее следует (обратите внимание!) период «пустоты» в 73 года. Новые сфинксы не появляются. Затем происходит такое событие: в 1905 году рушится Египетский мост. Кроме того, до 1910 года переставляются с места на место некоторые из ранее установленных в городе статуй сфинксов. Прибавим 85-86 лет и получим начало следующего исторического периода в 1990-1991 годах — развал империи СССР. Буквально «сломаны мосты»! Конец этого периода – печальной памяти 1996 год. В этом году произошло много трагичных событий в истории страны, весь смысл которых мы, возможно, еще не можем оценить полностью, так как эпоха, начавшаяся вслед за этим, длится до сих пор.

Таким образом, вырисовывается некий цикл смены правителей, а вернее, правящих идеологий или формаций. В случае царей – у каждого из них была своя (фигура монарха является самостоятельным источником власти), а в случае последующих правителей – одна на всех: советская, и затем – назовем это «пост-советская» (источником власти в республиканской форме правления не является конкретная фигура). Это тем более интересно, на фоне того, что и в Древнем Египте сфинксы часто изображали именно фараона.

Как же объяснить… нет, пожалуй, не то слово. Как мы можем осмыслить параллели между событиями, связанными со сфинксами, и историческими событиями в России? Думаю, стоит рассмотреть историю каждой группы сфинксов и ее астрологические соответствия более подробно.

СФИНКСЫ СТРОГАНОВА

 

Сфинксы Строганова. Фото: www.hellopiter.ru

Итак, первые петербургские сфинксы появились при перестройке дачи графа А. С. Строганова на Большой Невке в 1796 году. Они расположились на верхней балюстраде лестницы, ведущей с пристани в усадьбу. Перестройка производилась для сына графа — Павла. Работу выполнял молодой талантливый архитектор Андрей Воронихин, в прошлом крепостной Строгановых, а в будущем — признанный зодчий и создатель Казанского собора.

Египетские мотивы были не редки в придворной архитектуре России той эпохи. Вспомним своеобразную «беседку» в виде четырехгранной гранитной пирамиды, построенную по заказу Екатерины II в Царском Селе или египетские стилизации в интерьерах Павловского дворца. Все это — следствие увлечения императрицы и престолонаследника масонскими идеями под влиянием модных в то время европейских (и особенно французских) веяний. Масоны придавали большое значение псевдоегипетской символике. Ведь согласно их мифологии, с египетским богом Осирисом отождествлялся великий архитектор Хирам, от которого масоны, именовавшие себя «вольные каменщики», и вели свою «историю».

Впрочем, не меньше, чем придворная мода России, Воронихина и Строганова-младшего к украшению пристани графской дачи сфинксами могли подвигнуть и личные впечатления от недавней поездки во Францию. Там, как мы уже сказали, идеи масонства носились в воздухе, а «неоегипетский» стиль, возникший в начале XVIII века в Италии, благодаря находками на ее территории поздних египетских памятников, имел большую популярность.

Воронихин, молодой Строганов и учитель последнего — француз Жильбер Ромм оказались во Франции в самый разгар Великой французской революции. Патриотически настроенный Ромм, а вместе с ним и Строганов, не могли оставаться в стороне от происходящего. Они жертвовали на революцию материальные ценности и участвовали в прениях Национального собрания. Причем, столь рьяно, что удостоились специального внимания Екатерины II. Павлу Строганову было предписано вернуться в Россию, а его учителю, наоборот, впредь было запрещено возвращаться.

Заметим, если бы императрица знала, откуда надобно начинать «борьбу с крамолой», ей, вероятно, пришлось бы начать с себя самой. Ведь и революционное движение во Франции во многом подпитывалось любезными Екатерине идеями масонов. Даже девиз революционеров «свобода, равенство и братство», по мнению многих исследователей, был сформулирован именно масонами.

Стилистика сфинксов, созданных Воронихиным, вобрала в себя многие характерные черты подлинной египетской скульптуры: лаконичная обобщенность моделировки тел, статичность поз, декоративность деталей в ущерб натурализму, головной убор и ожерелье египетского типа. Стилизация удалась художнику прекрасно, несмотря на то, что он, разумеется, брал во внимание и легенду, связавшую египетские изваяния с греческим образом женщины-львицы, — скульптуры имеют женские лица. Однако смысл, который вкладывали египтяне в изваяния сфинксов, все же был ему неведом.

В Египте статуи с телом льва и головой человека служили изображением одной из форм солнечного божества, имя которой — Хор эм ахет Атум-Хепри. Это достигший совершенства солнечный бог, завершающий свой путь по дневному небосклону, чтобы возродиться утром. Когда в образе сфинкса перед нами предстает, к примеру, фараон (частый случай), это значит, что мы видим его в образе совершенного и вечно возрождающегося солнечного божества. Разворачивая эту метафору, мы можем сказать, что здесь он уподоблен заходящему Солнцу, которое возродится на небе, пройдя темную, ночную половину своего пути — загробное царство. Именно так, кстати, иллюстрирует посмертный путь фараона и «книга мертвых» — «Амдуат», которую клали в саркофаги.

В этом контексте замеченная нами параллель между появлениями петербургских сфинксов и сменой правителей — в иной стране, многие века спустя со времен фараонов — начинает играть новыми красками. Словно намекая на мистический мост сквозь время и пространство. Не лишним здесь будет отметить и то, что с точки зрения египтян соответствие того или иного изваяния конкретной личности определялось не столько портретным сходством, сколько наличием на нем имени этого лица. Широко известно, например, что Рамсес II «присвоил» себе многие памятники фараонов-предшественников, повелев заменить их имена своим собственным. Соответственно, сфинксы, на которых не начертано никаких имен, могут считаться чьим угодно образом.

СФИНКСЫ БЕЗБОРОДКО

 

Сфинкс у дачи Безбородко. Фото Н. Францкевич.

Александр Андреевич Безбородко родился в городе Глухове Черниговской губернии в семье генерального писаря малороссийского казачьего войска. К 18 годам родственникам удалось устроить его в канцелярию наместника Малороссии П.А. Румянцева. И тут его ожидал чудесный взлет. Екатерина II, заметив, что отчеты из канцелярии наместника Малороссии, составлены толковыми людьми, попросила графа Румянцева прислать в Россию кого-нибудь из его секретарей. Так Безбородко оказался секретарем императрицы по приему прошений. Со временем он стал государственным секретарем, доверенным лицом Екатерины и получил графский титул. А в тот момент времени, о котором мы ведем речь, он находился на пике своей карьеры. Удачно предоставив Павлу I, взошедшему на престол после смерти Екатерины все в том же 1796 году, документы, свидетельствовавшие о намерении императрицы устранить сына от престола, он мгновенно заслужил доверие. А заодно — титул светлейшего князя, должность государственного канцлера и прочая, прочая.

Александр Андреевич был большим любителем искусств и коллекционером. Его страсть к прекрасному носила, прямо скажем, безудержный характер. Достаточно вспомнить известную петербуржцам ограду его дачи, которую украшали двадцать девять декоративных статуй львов. Что там жалкие львиные парочки, предварявшие входы в резиденции других дворян! Безбородко переплюнул всех. И с львами, и со сфинксами — тоже. Если у Строганова их было два, то у Безбородко – четыре. Наверху и внизу пристани. И пристань — в два раза больше. Думается, эта страсть к украшательству и есть – главная причина появления пристани со сфинксами в Полюстрово.

Впрочем, к масонству князь тоже имел отношение. Среди прочих милостей нового императора, Безбородко было пожаловано звание кавалера ордена святого Иоанна Иерусалимского, более известного как Мальтийский орден, гроссмейстером которого еще в 1790 году стал Павел I. Означенный орден был масонским. Звание соответственно тоже. Правда, Безбородко мог относиться только к категории «почетных» кавалеров ордена, так как полноправными его членами становились лишь лица, имеющие доказанную дворянскую родословную не менее 150 лет. Таким образом, не исключено, что сфинксов на причале у своего дома светлейший князь изволил поставить в угоду вкусам нового государя.

Кстати, о Мальтийском ордене. Два года спустя после описываемых событий в сфере сфинксостроения его влияние распространилось уже на все сферы жизни Российского государства. Даже на груди двуглавого орла вместо Георгия Победоносца появился мальтийский крест! Это было связано с тем, что Павел I принял над орденом покровительство, став его Великим магистром, в ответ на захват территории ордена — острова Мальта — Наполеоном. Зато позднее, после того, как остров захватили англичане, последовал разрыв союза России с Англией и установление отношений с республикой Францией. За эти метания государь и поплатился. Недовольные такой политикой дворяне в 1801 году пошли на его убийство. Вскоре после этого, отношения российского государства с орденом были разорваны и оставались таковыми вплоть до 7 августа 1992 года, когда президент Ельцин, получивший немногим ранее крест рыцаря-командора ордена, подписал указ о восстановлении официальных отношений между Российской Федерацией и Мальтийским орденом.

СФИНКСЫ НА ЦАРСКОСЕЛЬСКОЙ ДОРОГЕ И У ГОРНОГО ИНСТИТУТА

 

Сфинкс авторства Тома де Томона. Фото автора

Фонтан с четырьмя сфинксами, построенный на царскосельской дороге по проекту выходца из Франции Тома де Томона, стал еще одним штрихом в псевдоегипетской архитектурной вакханалии, захлестнувшей Павловск и Царское Cело. Проект фонтана был заказан архитектору в 1806 году, а реализовался в 1809. Как видим, государь- масон погиб, но вкусы не изменились… Или почти не изменились. Сфинксы Томона в отличие от тех, что украсили причалы дач Строганова и Безбородко, лежат в вальяжных позах, положив лапу на лапу, и в целом имеют более легкие и пластичные очертания. Вся стилистика изваяний и павильона с гранитными колоннами и куполом, который покрывает чашу фонтана, носит отпечаток греко-римской стилистики. С египетскими прототипами их роднит только то, что это именно сфинксы.

Сфинкс во дворе Горного института. Фото автора,

Примерно в это же время возвращается к теме сфинксов работающий над постройкой здания Горного кадетского корпуса А.Н. Воронихин. Он также отдает предпочтение греко-римской стилистике, по-новому воплощая вдохновивший его образ. Изящные филигранные женские лица обрамлены вьющимися волосами, покрытыми диадемой. Мягкими складками ниспадает одеяние, облегающее высокую грудь. Пластично и тщательно проработано львиное тело. Эти изваяния представляют собой яркий образец русского классицизма, основой которого служили античные мотивы. Предполагается, что статуи украшали собой так называемый аванзал.

Тем не менее, какой бы ни была стилистика, сфинксы Воронихина в Горном, как и сфинксы Томона, остаются сфинксами, а даты их «рождения» согласуются с выявленным нами «циклом правителей». Хотя, заметим, с наименее драматичным его моментом. Николай II, с воцарением которого мы соотнесли их появление, взошел на престол естественным путем, без переворотов и кровавых историй.

ПРИШЕСТВИЕ

 

Сфинкс на Египетском мосту. Фото автора.

Основные даты следующего этапа установки сфинксов — это 1826 и 1832 годы. В 1826 году был открыт Египетский мост. В этом же году произошло еще одно, менее эффектное, но тоже значимое событие: переместились вторые сфинксы, созданные Воронихиным. При перестройке здания их перенесли во двор, к только что построенному новому корпусу Горного института. А в 1832 году были привезены настоящие сфинксы из Египта.

Впрочем, если быть более точным, этот этап длился более десятилетия: с начала 1820-х по 1834 г. При этом все события данного отрезка времени соединяются, словно звенья одной цепи.

С начала 1820-х по 1826 год шли работы по проектированию и постройке цепного однопролетного Египетского моста через Фонтанку по проекту инженера Г. Треттера и скульптора П. П. Соколова. Эти авторы сотрудничали при постройке мостов и раньше. Соколов украсил фигурами львов Львиный мост и фигурами грифонов — Банковский. Но в этом проекте он превзошел самого себя, украсив мост не только экзотическими скульптурами сфинксов, но еще и богатым оформлением ворот, на которых были закреплены цепи, державшие мост.

Египетский мост, первоначальный вид.
Силуэт ворот был выдержан в стилистике близкой к египетской архитектуре, хотя в целом их оформление получилось вольной фантазией на тему. Иероглифы и другие элементы декора, конечно, имели мало общего с египетскими образцами. Что касается фигур сфинксов, установленных перед воротами, то их можно сравнить сразу с обоими решениями Воронихина. Подобно сфинксам у Горного института, они достаточно полно воплощают образ женщины-львицы из греческой легенды: лица с мягкими чертами античных статуй, женская грудь, диадема на голове. Вместе с тем, сдержанность позы, лаконичность моделировки тела, строгое отстраненное выражение лица и ниспадающие из-под диадемы прямоугольные концы клафта (платка), какой мы часто можем видеть на скульптурных портретах фараонов, напоминают египетскую стилистику и, в том числе, воронихинские сфинксы у дачи Строганова.

Эта «перекличка» в работах Воронихина и Соколова легко объяснима. Художники были почти ровесниками. Причем, Соколов побывал во Франции в то же самое время, когда там довелось быть Воронихину. Окончив курс Академии художеств с большой золотой медалью, молодой скульптор был отправлен туда для совершенствования мастерства.

Тремя-четырьмя годами позднее постройки Египетского моста, тему порталов в египетской стилистике продолжил архитектор Менелас. Вновь — на дороге в Царское Село, где как мы помним, уже стоял фонтан со сфинксами. Здесь по проекту архитектора были построены уже более масштабные Египетские ворота, словно призванные стать достойным венцом «египетской кунсткамеры», которая за последнее столетие была разбросана в загородных резиденциях правящей династии. Две каменные караулки ворот подражают форме пилонов, обрамлявших входы в египетские храмы, а между ними располагается легкая металлическая арка. Стены караулок декорированы рельефными композициями, представляющими собой копии сцен с известных египетских оригиналов. По сторонам мы видим полуколонны — гермы похожие на монументальные изображения саркофагов, поставленных вертикально. В виде таких же «саркофагов» оформлены и устои арки… Словом, гротескное зрелище. И это уже вторые «египетские ворота», построенные за считанные годы!

Ворота для кого? Петербург словно бы готовился к встрече…

5_12

Не прошло и года с момента постройки последних ворот, как воплотилось то, что доселе читалось лишь неясным намеком: из страны пирамид к берегам России в плавание отправляется он — Царь Верхнего и Нижнего Египта Небмаатра. Два подлинных египетских сфинкса! Образ живой. Фараон, ожидающий возрождения. Знак, предрекающий конец царствующей династии и приход новой власти через 86 лет.

Впрочем, путь этих сфинксов в Россию начался несколько раньше. В то время, когда строился Египетский мост, предприимчивый грек Джованни Атанази уже вовсю вел раскопки на западном берегу Нила в Фивах, превратив продажу египетских древностей интересующимся в доходный бизнес. В пору постройки Египетских ворот он как раз извлек из-под многометрового слоя песка знаменитые статуи с телом льва и ликом фараона Небмаатра (Аменхотепа III). Один из сфинксов во время разлива Нила был отправлен на пальмовых плотах вниз по течению в Александрию для продажи. Там статую увидел русский офицер и дипломат Андрей Николаевич Муравьев. Он решил добиться, чтобы сфинксов приобрела Россия.

Раскопки храма Аменхотепа III. Гравюра Дж. Бономи, фрагмент.

Муравьев написал о выставленных на продажу реликвиях русскому послу, приложив к письму рисунок сфинкса. Посол переслал письмо Муравьева Николаю I. А Николай I, в свою очередь, направил его в Академию художеств с вопросом: «Полезно ли будет сие приобретение?» Академия художеств ответила положительно. Однако за время этой переписки владельцу древностей надоело ждать, и он договорился о продаже сфинксов с представителем французского правительства.

Стоять бы сфинксам на берегах Сены, да деньги по этой сделке так и не были заплачены. Причиной стала очередная революция во Франции, которая случилась в 1830 году и положила конец династии Бурбонов. По-своему симптоматично, что это событие совпало с попыткой приобретения французами подлинных египетских сфинксов. Однако фараону Небмаатра, как видно, было не до пустяков. Его ждали великие дела на берегах Невы. Тут как раз подоспели деньги из России, и сфинксы были отправлены в Петербург.

При погрузке изваяния едва не погубили итальянский корабль «Буэна Сперанца» («Добрая Надежда»), так как первый из сфинксов сорвался с подъемных приспособлений и рухнул, едва не проломив дно судна. Тем не менее, капитан оказался человеком настойчивым, и спустя год плавания, в конце мая 1832 года, доставил изваяния к пристани на Васильевском острове. А через 86 с небольшим лет, в полном согласии с отмеченной ранее тенденцией, в России произошла революция…

Два года простояли сфинксы во дворе Академии художеств, и лишь в 1834-м их установили напротив здания на набережной. На гранитных постаментах под ними была высечена надпись, придуманная президентом Академии А.Н. Олениным: «Сии огромные сфинксы, посвященные знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены во град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году». Надпись явно была длинновата, но, пока был жив Оленин (не желая, видимо, его обидеть), ее не трогали. Однако после его смерти, в 1843 году, высекли другую надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году», словно указав, что 1832 год в судьбах сфинксов и града все-таки важнее.

ФАРАОНЫ И СФИНКСЫ

 

Сфинкс фараона Хафра в Гизе со стеллой Тутмеса между лап. Фото автора

Совпадения в этой истории будто бы сплетаются в единую цепь. Ничто не указывает ни на что прямо, но что-то заставляет чувствовать: все не просто так. И теперь в общую копилку параллелей нам нужно добавить еще одну. Дело в том, что фараон Небмаатра — Аменхотеп III относится к династии правителей, у которой со сфинксами были очень особые отношения.

Речь идет о XVIII династии, открывающей в хронологии Египта период Нового царства. Начало ей положил фараон Яхмес I — Небпехтира, который освободил Египет от власти захватчиков гиксосов, длившейся около ста лет. Этот фараон происходил из Фив (по-египетски Уасет) — центра культа Амона. Местное жречество оказало Яхмесу значительную поддержку в борьбе с завоевателями, поэтому он и его наследники стали проявлять к Амону особое почтение. Амон был отождествлен с верховным богом Египта — Ра, традиционно считавшимся отцом фараонов. Его культ стал главенствовать в государстве.

Превозношение Амона стало столь велико, что люди начали забывать подлинные образы всевышнего Ра, постепенно уверяясь, что бараноголовый Амон и есть его изображение. Но, несмотря на заслуги жрецов Амона перед страной, так не могло продолжаться бесконечно. Спустя сто с лишним лет со времен Яхмеса с одним из его наследников, Менхепрура — Тутмесом IV, произошла история, которая стала толчком к изменениям баланса сил в религиозной жизни Египта.

Сфинкс Хафра, фрагмент. Фото автора
Это случилось в юные годы будущего царя, когда он охотился в пустыне на западном берегу Нила. Утомившись, Тутмес устроился на отдых в тени наполовину засыпанного песком гигантского сфинкса, сооруженного фараоном Хафра, что правил Египтом более чем за тысячу лет до этих событий. Юношей овладел сон, и приснилось ему, что сфинкс обращается к нему с такими словами:
— Взгляни на меня, смотри на меня, сын мой Тутмес. Я отец твой Хор эм ахет Атум-Хепри. Тебе дано будет царство, и ты будешь носить белый венец и красный венец… Твой будет мир в длине своей и в ширине своей, везде, где освещает его блестящий глаз господина всего (мира). Полнота и богатство будут у тебя; лучшее земли сей и богатые дани всех народов. Дадутся тебе долгие годы жизни твоей. Лицо мое милостиво к тебе и сердце мое принадлежит тебе. Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Засыпан я песком страны, в которой пребываю. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце, тогда я познаю, что ты сын мой, мой помощник.
Проснувшись, Тутмес понял, что должен освободить изваяние от песка, и поклялся сделать это. Свою клятву он исполнил, едва взойдя на престол. А эту историю повелел высечь на стеле и установить ее у подножия сфинкса. Она по сию пору стоит там.

Впоследствии Менхепрура — Тутмес IV, как и было ему предсказано, действительно стал великим фараоном, укрепившим мощь Египта и широко распространившим его влияние. Причем, так как это произошло не с благословения Амона, а по пророчеству, полученному будущим фараоном во сне, со времени его правления стало восстанавливаться былое почитание солнечного бога Ра в его исконных образах, одним из которых является Хор эм ахет Атум-Хепри.

Благодаря успешному правлению Менхепрура его наследнику (а это был Небмаатра, сфинксы которого стоят в Петербурге) практически не пришлось вести войны с соседями, и все свои усилия он мог направить на укрепление благосостояния страны, строительство новых храмов и поддержку искусств. Страна при нем процветала, солнечного Ра продолжали выдвигать на первый план, но и Амон не был забыт: ему строились даже более пышные храмы, чем прежде. Сам же Небмаатра — Аменхотеп III еще при жизни по его собственному указу был причислен к божественному пантеону и почитался как мудрец и полубожество вплоть до периода римского владычества в Египте.

Автор у руин дворца в Ахетатоне
Еще дальше Небмаатра пошел его наследник — Неферхепрура, более известный как Эхнатон. В считанные годы он сделал культ Ра и фараона — его сына, исключительного провозвестника божественной воли на земле — вообще единственным культом Египта. Если Небмаатра потребовал своего почитания наравне с другими богами, то Неферхепрура поставил фараона как такового в центр религии вместе с Ра, отказав всем другим богам, и в первую очередь Амону, в праве на существование. Главным объектом поклонения стал непосредственно солнечный диск — Атон, дабы впредь солнечное божество не представлялось никому ни в образе барана, ни в образе человека, ни в каком-либо другом, помимо собственного.

Египтологи полагают, что, проводя эти реформы, Эхнатон опирался на традиции, складывавшиеся еще в эпоху Великих пирамид — эпоху Хафра, сфинкс которого говорил во сне с Тутмесом. Именно тогда (а если говорить точнее, при предшественнике Хафра — царе Джедефра) возникло представление о фараоне как сыне Ра, которое Неферхепрура сделал основой своих преобразований.

Главной особенностью религии Эхнатона стала исключительная последовательность: стремление во всем, начиная от художественных изображений и заканчивая организацией культа, следовать истине буквально. Если бог — это Солнце, дарующее всему сущему свет и жизнь, то и поклоняться нужно именно Атону — Солнечному Диску, а не антропоморфным изображениям божества. Если художник изображает какие-либо творения Атона, то эти изображения должны соответствовать жизни, а не идеализированному канону. Если говорится, что бог создал все сущее, то это не метафора, а прямое утверждение: «жизнь есть свет». Если царь называется сыном бога, то и это утверждение понимается буквально. «Эхнатон не просто вывел жречество из игры, а превратил культ Солнечного Диска, являющегося его отцом, во внутрисемейное дело», — пишет египтолог А.О. Большаков. Именно поэтому по памятникам эпохи Неферхепрура нам так хорошо знакома семейная жизнь фараона, царицы Нефертити и их дочерей: все они — семья божества…

Как и всякий пророк, Эхнатон действительно верил в свою избранность и свое божественное происхождение. Думается, не только на Тутмеса — Менхепрура, но и на его наследников произвел огромное впечатление тот разговор божества в образе сфинкса с юным наследником престола. Размышляя об этом уроке, они, вероятно, пришли к выводу, что религиозные тексты не врут и их нужно понимать намного буквальнее, чем казалось предшественникам. Видимо, именно в этом кроется и причина появления прижизненного культа Небмаатра, и смысл действий Эхнатона — Неферхепрура.

В качестве памятника себе и своей религии Эхнатон оставил не храм, не сфинксов, как предшественники, а целый город Атона — «полный красотами Ахетатон». Существует гипотеза, что город этот имел астрономическую ориентацию. На скалах, кольцом окружающих долину, где он был расположен, установлен ряд стел, отмечающих, как можно предположить, положения восходящего и заходящего Солнца у горизонта в дни равноденствий и солнцестояний, а также другие важные моменты годичного солнечного цикла. Даже само слово Ахетатон переводится как «горизонт Атона».

Ахетатон был построен в считанные годы на месте, «не оскверненном почитанием никакого другого божества» и стал новой столицей Египта. Там были собраны лучшие художники и архитекторы. Туда направлялись материалы от недостроенных, а теперь ставших ненужными храмов прежних богов. Туда в спешном порядке переехал весь царский двор… Ничего не напоминает? Конечно же, Петербург.

Города роднит не только роль новых столиц, построенных одним махом на новом месте по решению царя. Между ними немало общего. Например, склонностью к астрономическому символизму при планировании отличался не только Эхнатон, но и один из ближайших сподвижников Петра I — астролог Яков Брюс, принимавший участие в создании Петербурга. Кроме того, большая часть долины Нила, включая Ахетатон, находится на одном меридиане с городом на Неве, а вдоль меридианов, по направлению на север, согласно известной эзотерической легенде, должно происходить «переселение душ». И, наконец, город Эхнатона, заброшенный после его смерти подданными и засыпанный песками, был заново открыт в год воцарения первого из российских императоров, чей приход был «предсказан» петербургским «циклом сфинксов», — Александра III. Кажется даже закономерным, что сфинксы Небмаатра также «выбрали» город Петра… Но оставим метафизику. Поговорим об астрологической стороне явления.

АСТРОЛОГИЯ ПРОШЛОГО

 

Обрушение Египетского моста.

Как уже говорилось, время установки практически каждого сфинкса в Петербурге совпадает со значимыми точками цикла смены идеологии — цикла Урана и Нептуна: половина, треть, три четверти пути до соединения планет и т.д.

Установка первых сфинксов на дачах Строганова и Безбородко соответствует отметке пять шестых: до ближайшего соединения планет осталась одна шестая пути. С точки зрения цикла идеологии, это такой момент, когда доминирующая в общественной жизни идея обретает самостоятельность. Уже оформленная и реализованная в полном объеме, она начинает существовать независимо от первоначального посыла и тех, кто ее породил. Символически этот момент цикла соотносится со знаком Водолея и его управителем — Ураном, которые отвечают за преобразование, освобождение и качественные скачки. И действительно, событие, заложенное на будущее установкой первых сфинксов, имело революционный характер. Ведь Александр II, которого сменил на престоле Александр III, был убит народовольцами.

Сфинкс у дачи Безбородко. Фото автора.
С Ураном вообще в Петербурге связано многое. Эта планета – сильно акцентирована в гороскопе города. Поэтому не удивительно, что и такое эпохальное событие, как появление сфинксов, тоже произошло под его влиянием. Тем не менее, напрашивается пара вопросов. Если установка сфинксов имеет параллели с циклом идеологии, которым управляют вместе Уран и Нептун, почему первое такое событие произошло не в начале одного из циклов, — в момент соединения двух планет, — а ближе к его концу? Логика цикла, в таком случае заставляет предположить, что это событие является не отправной точкой, а следствием некой цепи событий. Если же это так, что тогда явилось истоком истории появления сфинксов на Неве?

Попробуем разобраться. Ближайшее перед установкой первых сфинксов соединение Урана и Нептуна происходило в 1649-1650 годах. Чем ознаменовалось это время в русской истории? Оно относится к первым годам правления отца Петра I — Алексея Михайловича. Он стал вторым официальным и первым фактическим правителем из династии Романовых. Дед Петра — Михаил Романов, избранный на царство Земским собором, как мы знаем, фактически государством не правил, предоставив власть сначала своему отцу — патриарху Филарету, а затем боярам.

При Алексее Михайловиче, в 1649 году, как раз в период соединения Нептуна с Ураном, было издано Соборное уложение — свод законов Московского государства, который впервые в русской истории охватил все действующие правовые нормы. Одной из важнейших особенностей этого свода законов было юридическое оформление крепостного права, отнимавшее у зависимых крестьян практически любые возможности перемены участи, такие как выход из крестьянства или уход от одного землевладельца к другому. Действовало же это Соборное уложение (что интересно) вплоть до разработки Свода Законов Российской империи в 1832 году – в том самом, на который приходится один из наиболее ярких моментов истории сфинксов – прибытие в Петербург подлинных статуй из Египта.

Как будто незримый режиссер этой истории намекает нам: не зря мы отправились искать смысл появления сфинксов на Неве в глубину лет, к началу цикла, — связь их с идеологией, сформулированной в ту пору, тесна и неслучайна.

Идеология эта, как представляется, глядя из сегодняшнего дня, была немудреной: у господ своя жизнь, а рабы, да знают свое место. Она не замедлила стать одной из причин бунта под предводительством первого русского «революционера» Степана Разина, казненного впоследствии на Болотной площади в Москве… А дальше завертелось колесо истории, заработал цикл.

Реформы Петра I, перенос столицы в Петербург, становление Российской империи и все последующее логически строилось на фундаменте, который заложил Алексей Михайлович – царь спокойный и благонравный, но глухой к народу и охочий до иноземных достижений да забав. К концу XVIII века, в преддверии завершения цикла, на этапе, когда идея обретает независимость от своих творцов, процесс стал неуправляемым. Жизнь страны и помыслы государей, увлеченных заморскими чудесами, далеко разошлись. Тогда в Петербург пришли сфинксы. Они были продуктом, символом вышедшей из-под контроля правителей идеологии — вот почему они появились именно в тот момент.

Установка сфинксов стала точкой отсчета нового цикла — «цикла сфинксов», который наложился на основной цикл Урана — Нептуна. Нечто вписалось в общий ритм истории, магическим образом изменив его, расставив новые акценты. И вот спустя 86 лет после появления первых изваяний Александр II — монарх, который отменил рабство, исправив совершенное предками, уже не встретил благодарности, а пал жертвой народных волнений… 86 лет — середина цикла — время максимального проявления, зеркального отображения посыла в реальности. В данном случае — посыла, заложенного установкой сфинксов. Возможно, не будь этого, судьба Александра и династии Романовых была бы другой.

Сфинкс во дворе горного института

Следующая группа сфинксов была поставлена в период, когда до соединения Урана с Нептуном оставалась всего одна двенадцатая пути. Этот этап цикла идеологии символически соответствует знаку Рыб и его управителю Нептуну. В это время заложенная в начале цикла идея должна либо раствориться в общественном сознании, стать само собой разумеющейся данностью, либо угаснуть. Идеология, заложенная Алексеем Михайловичем, воплотившись в правлении Николая II, пришедшего к власти через 86 лет после установки сфинксов Воронихина в Горном институте и сфинксов Тома де Томона на царскосельской дороге, могла только угаснуть. Попытки этого царя пойти навстречу чаяниям народа, предпринятые после 1905 года, опоздали и снова были обречены на провал.

Слишком близок был 1911 год, отстоявший на 86 лет от постройки Египетского моста. Начиная с этого времени, положение Николая меняется. Власть его призрачна, ситуацию в стране контролируют другие люди.

Цепь событий, связанных с постройкой моста, возведением Египетских ворот, перестановкой сфинксов в Горном институте и прибытием в Петербург изваяний из Египта началась в период, отмеченный соединением Урана с Нептуном, то есть началом нового цикла. Этот момент закладывает новую идеологию и символически соответствует знаку Овна и его управляющей планете — Марсу. Марс отвечает за активность, борьбу, войну, инициативу. Как мы знаем, это реализовалось с 1911 по 1917 год.

Почему символом новой идеологии стали именно подлинные сфинксы из Египта? Что означает эта связь времен? Трудный вопрос… Мне кажется, если живые, пусть даже и не очень хорошо понимая смысл своих действий, постоянно взывают к теням древних, а среди них есть тень того, кто страстно желал продления своего земного существования и возрождения в будущем (как Небмаатра), каждому достанется по вере его, и пути их пересекутся. Странно, конечно, было бы предполагать в Ленине — Небмаатра, а в методе социалистического реализма — стремление к буквальному отражению истины, свойственное религии его сына… Нам не дано заглянуть в закулисье судьбы и понять весь ее тайный механизм, все пересечения жизней и эпох, но они — пересечения — здесь безусловно есть. Какие — не будем гадать…

Крушение Египетского моста в 1905 году, соотносящееся с распадом империи — Советского Союза через 86 лет, произошло в период противостояния Урана с Нептуном. Это середина цикла идеологии. Символически она соответствует знаку Весов и его управителю Хирону, которые отвечают за социализацию и партнерство. Как уже отмечалось, это время максимального раскрытия и проявления идеи. Революционной идеи, с которой была связана постройка этого моста. Получается, что раскрытием революционной идеологии стало разрушение империи и появление России как отдельного государства в 1991 году.

Мост обрушился, и сфинксы «разбежались». Те, которыми Воронихин украсил дачу Строганова, в связи с ее очередной перестройкой были перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект. А у входа в дом торговца металлом Галактионова на Можайской улице объявились двойники сфинксов, украшавших Египетский мост, ранее хранившиеся где-то на заводе. Эти сфинксы были первыми пробами скульптур для моста. Они отличаются от итоговой версии меньшей толщиной металла отливки и деталями головного убора. Вероятно, в этой пробной версии сфинксы не оказались технически подходящим основанием для фонарей, которые должны были крепиться к их головам на мосту. Перестановка сфинксов к дворцу Строганова датируется ориентировочно 1908 годом, а скульптуры у дома Галактионова впервые появляются на плане в 1910-м. Астрологически эти перестановки всё еще примыкают к противостоянию Урана и Нептуна. Их можно соотнести с противоречивыми годами первого срока Бориса Ельцина и — особенно – с началом становления идеологии «эрзац-СССР» при его переизбрании на второй срок (сфинксы-двойники).

АСТРОЛОГИЯ БУДУЩЕГО

 

Сфинкс работы Шемякина. Фото автора
Империя распалась спустя 86 лет после падения Египетского моста, но сфинксы Небмаатра, не меньше, чем мост связанные с советской идеологией, стоят на своих местах по сей день. (Как и мумия Ленина – по-прежнему лежит в пирамиде на центральной площади страны.) Сфинксы же, которые могли бы символизировать появление новой идеологии, после них не ставились еще очень долго. Идеология власти осталась прежней.

Следующее событие в «цикле сфинксов» — перестановка сфинксов-двойников от входа в бывший дом купца Галактионова ко входу в сквер во дворе этого же дома. Она произошла в 1930-х годах. Более точное время неизвестно. Однако мы можем сказать, что большая часть этого периода приходится на фазу пять восьмых пути от начала цикла Урана — Нептуна до очередного соединения. Символически она соответствует знаку Скорпиона и его управителю Плутону. Это глубинный потенциал, скрытые резервы и возможности, жертва и преображение. Соответственно это событие может сулить некую трансформацию идеологии власти. Как всегда, через 86 лет: примерно в 2015-2025 годах.

Панорама Петербурга с Египетским мостом, современный вид. Фото автора.

Затем важная веха — конец 1955 года. Был открыт новый Египетский мост, имеющий мало общего с прежним, за исключением названия и сфинксов при въездах. И снова событие произошло на значимом этапе цикла Урана-Нептуна: три четверти пути. Это средняя позиция между соединением планет, когда первый мост был создан, и оппозицией, когда он разрушился. Символически эту фазу цикла можно соотнести со знаком Козерога и правящей в нем планетой Сатурн. Это этап зрелости, полного оформления идеи, достижений и плодов. Прибавив к 1955 году 86 лет, мы получим 2041 год. По символике события можно предположить, что в это время можно ожидать «наведения новых мостов» на месте былой советской империи. Причем, на принципиально новой основе. Тогда будет виден окончательный результат того, что закладывалось в революционную пору.

Примечательно, что мост снова явился не один. В пределах того же самого периода, к которому относится воссоздание моста, произошли еще два интересных события. Во-первых, в 1957-1958 годах была восстановлена разрушенная некогда пристань у дачи А.А. Безбородко и для нее заново вырублены четыре сфинкса по образцу тех, что находятся во дворе Строгановского дворца. (Прежние сфинксы с этой пристани были утрачены еще во второй половине XIX века. Я не упомянул об этом выше лишь потому, что об этом факте мало что известно, хотя сам по себе он, конечно, интригует.) Во-вторых, в 1958 году была начата реставрация пристани напротив Академии художеств, где стоят сфинксы Небмаатра. На ней были воссозданы металлические украшения скамеек, изображающие грифонов. Получается, что в краткие сроки «почет» был оказан сразу всем наиболее важным героям нашей истории. К тому же сфинксы напротив дачи Безбородко, как бы они ни соответствовали старым образцам, — это все-таки новые сфинксы. Значит, вместе с воссозданием империи в новом качестве может появиться и новый правитель с новой идеологией…

Далее произошло событие с воронихинскими сфинксами в Горном институте. Летом 1966 года их перенесли с прежнего места в сквер. В цикле Урана-Нептуна это снова период самостоятельности идеи, которым заведует Уран: время, когда события выходят из-под контроля. Ну а что касается символики… вряд ли следует ожидать, что появится новый правитель с новыми идеями. Вероятнее всего, это будет очередной поворот в идеологии власти. В соответствии с циклом это получается приблизительно 2051-2052 год.

Установка сфинксов на Малой Невке, декабрь1971

В декабре 1971 года были перенесены «сфинксы-двойники» П. П. Соколова — из двора бывшего дома Галактионова на набережную Малой Невки у Каменноостровского моста. Момент перестановки соответствует этапу семи восьмых пути до соединения Урана с Нептуном. Этот этап цикла, так же как и предыдущий, символически связан с Ураном и Водолеем. Но не с началом знака, где идея обретает самостоятельность, а с его серединой — «свободным полетом». Что означает этот знак, увидим в 2057 году. Точно можно сказать, что это последняя установка сфинксов, связанная с кругом событий, имеющих отношение к советской эпохе. До конца цикла связанного с ней – берущего начало в 1820-х годах – сфинксы больше не устанавливались и не переставлялись. Я бы предположил, что завершение этого круга будет отличаться по характеру от завершения круга событий эпохи Романовых. Ведь, астрологическая подоплека последнего события, в этом случае отличается от подоплеки последнего события, связанного с Романовыми. Здесь речь идет не об угасании идеи, как в предыдущем круге, а о… освобождении?

"Мертвая" сторона сфинкса работы Шемякина. Фото автора

Впрочем, это еще не всё. Цикл сфинксов пошёл на третий круг. В 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты» установлены новые сфинксы работы Михаила Шемякина. Памятник жертвам политических репрессий. В цикле Урана-Нептуна год установки этих изваяний снова соответствует началу нового круга — соединению планет. Как и головы сфинксов Небмаатра, установленных на Неве на круг раньше, головы новоявленных изваяний снова венчает двойная корона Египта па-схемти (этого нет ни на одной другой группе петербургских сфинксов). И снова с какой-то загадочной настойчивостью судьба распоряжается так, что их судьба связана Францией: там живет их создатель. Да и ставятся они на набережной, названной именем видного деятеля той самой Великой французской революции, в пору которой история невских сфинксов началась. Половина лиц изваяний авторства Шемякина, обращенная к воде, изображает череп, другая – женский лик. Художник словно бы обнажает некую связь мира мертвых с миром живых, возникающую через сфинксов. Её можно усмотреть и в обстоятельствах появления сфинксов на даче Строганова, и в композиции Египетского моста, и в символике сфинксов Небмаатра…

Сфинкс "двойник" на Малой Невке. Фото Нина Макеева.

Летом 2002 года, словно бы в напоминание о Небмаатра, была проведена реставрация сфинксов напротив Академии художеств. Гранитные исполины, впервые с того времени, как их нашли в Египте, были очищены от многовековых наслоений грязи. Ровно через 172 года (количество лет, соответствующее полному циклу Урана и Нептуна) после того, как эти сфинксы приобрела Россия. При этом в Египте всего на несколько месяцев раньше, чем на Неве, аналогичная процедура проводилась над колоссами Мемнона, тоже изображающими Небмаатра. Фараон словно приготовился к какому-то своему торжеству…

Затем, в мае 2004 года были демонтированы и отправлены на реставрацию «сфинксы-двойники» Соколова с набережной Малой Невки. В 2005 году скульптуры были установлены перед зданием ответственной за них организации — ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте, 42, а 17 апреля 2010 года их все же вернули на прежнее место.

Цикл по-прежнему «работает». Идут невидимые часы. Сфинксы совершают эволюции в пространстве и времени.

   

В публикации использованы фото автора, Наталии Францкевич, сайта hellopiter.ru, Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ», Нины Макеевой и архивных источников.