ПРОРОЧЕСТВО СФИНКСОВ

 

Предлагаем вашему вниманию новую актуальную редакцию статьи Алексея Ваэнра для сборника «Петербург глазами астрологов», подготовленного к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году.

Сфинкс у Академии художеств. Фото автора

-Понимаешь, ловля артефактов — не совсем точная наука…

Сериал «Хранилище 13», 3-й сезон, 7-я серия

 

  • Странные параллели

Атланты, кариатиды, грифоны, химеры, люди, лошади, львы, — каменный мир Петербурга взирает на человека сонмищем ликов. Но сфинксы стоят особняком. Этот образ, созданный египтянами, во все времена порождал вокруг себя множество легенд. Свидетельство тому – даже их имя. Ведь и оно пришло из греческого предания о жестокой женщине-львице. Согласно мифу, та поджидала путников в пещере у дороги. Каждому встречному она задавала загадку, и убивала несчастных, не нашедших ответа. «Сфинкс» – ее имя, которым завоеватели-греки нарекли поразившие их египетские изваяния. На языке древних египтян «сфинксы» назывались иначе: шепсес-анх — «драгоценный живой образ». Почему же так много сфинксов на берегах Невы? Быть может они стоят там неспроста? Этим вопросом я впервые задался в 1996-1997 годах и поиски ответа начал с самого очевидного для астролога рассуждения: если какое-то явление, например — установка сфинксов, происходит систематически, должна существовать повторяющаяся конфигурация планет на небе, которая его сопровождает. Действительно, если присмотреться к датам установки в Петербурге сфинксов, вырисовывается их связь с одним интересным астрологическим циклом. Это цикл смены идеологии, связанный с планетами Уран и Нептун. Его продолжительность 170-172 года: столько времени проходит от одного соединения этих планет до другого. Практически все установки сфинксов связаны со значимыми точками цикла Урана — Нептуна: половина, треть, четверть, шестая часть пути до соединения планет и т. д. Более того, можно обнаружить очень интересные параллели между событиями, которые происходили со сфинксами, и событиями в истории нашей страны. Похоже, здесь присутствует закономерность: устанавливается сфинкс — и спустя время, равное половине цикла Урана — Нептуна (85-86 лет), в стране происходит событие, коренным образом меняющее жизнь государства. Первый период установки сфинксов — 1796 год. Одни появились у дачи Строганова на берегу Большой Невки. Другие, выполненные по той же модели — вероятнее всего, в этом же году были поставлены у дачи Безбородко. Прибавим 85 лет и получим 1881 год — убийство Александра II и начало правления Александра III. Второй период — 1809 год. Это время появления фонтана со сфинксами на царскосельской дороге и ориентировочная датировка установки декоративных статуй сфинксов в Горном институте. Плюс 85 лет — 1894 год — начало правления Николая II. Третий период — 1826-1832 годы: постройка Египетского моста и доставка подлинных сфинксов из Египта, установленных напротив Академии художеств. Плюс 85 лет — революционный период в России, начавшийся с 1911 года, когда убийство Столыпина положило конец попыткам обновления страны сверху, по грозный 1917 год. (Обращает на себя внимание странная аналогия: доставка в Россию египетских сфинксов перекликается с 1917 годом, и правитель, принявший власть в этом году, был мумифицирован и положен в «пирамиду» — почти по древнему обряду!) Далее следует (обратите внимание!) период «пустоты» в 73 года. Сфинксы не устанавливают. Затем происходит такое событие. В 1905 году рушится Египетский мост; кроме того, до 1910 года переставляют с места на место некоторые из ранее установленных в городе изваяний сфинксов. Прибавим 85-86 лет и получим начало следующего исторического периода в 1990-1991 годах — развал империи СССР. Буквально «сломаны мосты»! Конец этого периода – печальной памяти 1996 год, когда Борис Ельцин, несмотря на учиненный им разгон Верховного Совета и войну, развязанную в Чечне, удержал власть в своих руках с незначительным перевесом на выборах… Таким образом, вырисовывается некий цикл смены правителей, а вернее, правящих идеологий: в случае царей – у каждого из них была своя, а в случае последующих правителей – одна на всех: советская. Это тем более интересно, что и в Древнем Египте сфинкс довольно часто был именно изображением фараона. Но как же объяснить… нет, пожалуй, не то слово: хотя бы осмыслить параллели между событиями, связанными со сфинксами, и историческими событиями в нашей стране? Думаю, стоит рассмотреть историю каждой группы сфинксов и ее астрологические соответствия более подробно.

  • Сфинксы Строганова

Сфинксы Строганова. Фото: www.hellopiter.ru Итак, первые петербургские сфинксы появились при перестройке дачи графа А. С. Строганова на Большой Невке в 1796 году. Они расположились на верхней балюстраде лестницы, ведущей с пристани в усадьбу. Перестройка производилась для сына графа — Павла. Работу выполнял молодой талантливый архитектор Андрей Воронихин, в прошлом крепостной Строгановых, а в будущем — создатель Казанского собора, признанный зодчий. Египетские мотивы были не так уж редки в придворной архитектуре России того времени. Вспомним своеобразную «беседку» в виде четырехгранной гранитной пирамиды, построенную по заказу Екатерины II в Царском Селе, египетские стилизации в интерьерах Павловского дворца. Все это — следствие увлечения императрицы и престолонаследника масонскими идеями под влиянием модных в то время европейских (и особенно французских) веяний. Дело в том, что масоны придавали большое значение псевдоегипетской символике. Ведь согласно масонской мифологии, великий архитектор Хирам, воздвигший храм Соломона, от которого вели свою «родословную» масоны — «вольные каменщики», отождествлялся с египетским богом Осирисом. Одним из любимых образов масонов была пирамида: она для адептов учения символизировала вечность храма и бессмертие его творца… Впрочем, личные впечатления от недавней поездки во Францию должны были послужить Воронихину и Строганову-младшему ничуть не меньшим вдохновляющим мотивом для создания сфинксов на пристани графской дачи, чем придворная мода России. Во Франции, как мы уже сказали, идеи масонства носились в воздухе, а «неоегипетский» стиль, возникший в начале XVIII века в Италии, благодаря находками на ее территории поздних египетских памятников, имел большую популярность. Воронихин, молодой Строганов и учитель последнего — француз Жильбер Ромм оказались во Франции в самый разгар Великой французской революции. Патриотически настроенный Ромм, а вместе с ним и Строганов, не могли оставаться в стороне от происходящего. Они жертвовали на революцию материальные ценности и участвовали в прениях Национального собрания, причем столь рьяно, что удостоились специального внимания Екатерины II. Павлу Строганову было предписано вернуться в Россию, а его учителю, наоборот, впредь было запрещено возвращаться. Хотя, если бы императрица знала, откуда надобно начинать «борьбу с крамолой», то ей, вероятно, пришлось бы начать с себя самой. Ведь и революционное движение во Франции во многом подпитывалось любезными Екатерине идеями масонов. Даже девиз революционеров «свобода, равенство и братство», по мнению многих исследователей, был сформулирован именно масонами. Стилистика воронихинских сфинксов вобрала в себя многие характерные черты подлинной египетской скульптуры: лаконичная обобщенность моделировки тел, статичность поз, декоративность некоторых деталей в ущерб натурализму, головной убор и ожерелье египетского типа. В то же время художник, разумеется, находился под влиянием легенды, которая сопоставила египетским изваяниям греческий образ женщины-львицы: изваяния имеют женские лица с античными чертами. Хотя и здесь формы несколько более обобщенны и статичны, чем в античной скульптуре. Воронихин очень тактично (как это свойственно представителям знака Весов, под которым он родился) подошел к совмещению разнородных стиля и смыслового содержания. Стилистическое соответствие формы египетским образцам он поставил на первое место. Однако смысл, который вкладывали египтяне в изваяния сфинксов, все же был ему неведом. «Образ живой» — так перевели мы египетское название «шепсес-анх» в начале нашего экскурса. Но какой была их суть? Сфинкс отождествлялся с божеством, имя которого Хор эм ахет Атум-Хепри. «Хор эм ахет» означает «Хор на небосклоне». Атум — ипостась солнечного бога, соотносимая с вечерним солнцем. Ему соответствовали эпитеты «завершенный» и «совершенный» (для египтян это было одно понятие). Хепри — «тот, кто возникает», наоборот, соотносился с возрождающимся утренним солнцем. Атум- Хепри — это достигший совершенства солнечный бог, завершающий свой путь по небосклону, чтобы возродиться утром. Когда в образе сфинкса перед нами предстает, к примеру, фараон (так бывало часто), это значит, что мы видим его в образе совершенного и вечно возрождающегося солнечного божества. Разворачивая эту метафору, мы можем сказать, что здесь он подобен заходящему Солнцу, которое возродится на небе, пройдя темную, ночную половину своего пути — загробное царство. Именно так иллюстрирует посмертный путь фараона книга «Амдуат», которую клали в саркофаги. И действительно… в нашем случае установка сфинксов почему-то перекликается с появлением новых правителей — в иной стране, спустя многие века со времен фараонов, как будто бы намекая на мистический мост через века. Здесь еще интересно заметить, что с точки зрения египтян соответствие того или иного изваяния конкретной личности определялось не столько портретным сходством, сколько наличием на нем имени этого лица. Широко известно, например, что Рамсес II повелел заменить имена фараонов-предшественников на их памятниках своим собственным, «присвоив» их себе. Соответственно, сфинксы, на которых не начертано никаких имен, могут считаться чьим угодно образом.

  • Сфинксы Безбородко

Сфинкс Безбородко. Фото: Сергей Афанасьев Копии сфинксов, украсивших дачу Строганова, почти одновременно с оригиналами появились на причале около дачи А.А. Безбородко в Полюстрово. Александр Андреевич Безбородко родился в городе Глухове Черниговской губернии в семье генерального писаря малороссийского казачьего войска. К 18 годам родственникам удалось устроить его в канцелярию наместника Малороссии П.А. Румянцева. И тут его ожидал чудесный взлет. Екатерина II, заметив, что отчеты, шедшие из канцелярии наместника Малороссии, составлены толковыми людьми, попросила графа Румянцева прислать в Россию кого-нибудь из его секретарей. Так Безбородко оказался секретарем императрицы по приему прошений. Со временем он стал государственным секретарем, доверенным лицом Екатерины и получил графский титул. А в тот момент времени, о котором мы ведем речь, он находился на пике своей карьеры. Очень удачно предоставив Павлу I, взошедшему на престол по смерти Екатерины все в том же 1796 году, документы, свидетельствовавшие о намерении императрицы устранить сына от престола, он мгновенно заслужил его доверие. А заодно — титул светлейшего князя, должность государственного канцлера и прочая, прочая. Александр Андреевич был большим любителем искусств и коллекционером. Его страсть к прекрасному носила, прямо скажем, безудержный характер. Достаточно вспомнить известную всем петербуржцам ограду его дачи, которую украшали двадцать девять декоративных статуй львов. Что там какие-то жалкие львиные парочки, предварявшие входы в резиденции других дворян! Безбородко переплюнул всех. И с львами, и со сфинксами — тоже. Если у Строганова их было два, то у Безбородко – четыре. Наверху и внизу пристани. И пристань — в два раза больше. Думается, эта страсть к украшательству и есть – главная причина появления в Полюстрово пристани со сфинксами. Впрочем, к масонству князь тоже имел отношение. Среди прочих милостей нового императора, Безбородко было пожаловано звание кавалера ордена святого Иоанна Иерусалимского, более известного как Мальтийский орден, гроссмейстером которого еще в 1790 году стал Павел I. Означенный орден был масонским. Звание соответственно тоже. Правда, Безбородко мог относиться только к категории «почетных» кавалеров ордена, так как полноправными его членами становились лишь лица, имеющие доказанную дворянскую родословную не менее 150 лет. Таким образом, не исключено, что сфинксов на причале у своего дома светлейший князь изволил поставить в угоду вкусам нового государя. Кстати, о Мальтийском ордене. После захвата Наполеоном в 1798 году острова Мальта Павел I принял над орденом покровительство, став его Великим магистром. Влияние ордена распространилось на все сферы жизни Российского государства. Даже на груди двуглавого орла вместо Георгия Победоносца появился мальтийский крест! А после того как владения ордена — Мальту — захватили англичане, последовали разрыв союза России с Англией и установление отношений с республикой Францией. За что государь и поплатился. Недовольные такой политикой дворяне в 1801 году пошли на его убийство. Вскоре после этого, отношения российского государства с орденом были разорваны и оставались таковыми вплоть до 7 августа 1992 года, когда президент Ельцин, получивший немногим ранее крест рыцаря-командора ордена, подписал указ о восстановлении официальных отношений между Российской Федерацией и Мальтийским орденом.

  • Фонтан Тома де Томона и сфинксы Воронихина у Горного института

Сфинкс де Томона. Фото: http://babs71.livejournal.com Фонтан с четырьмя сфинксами, построенный на царскосельской дороге по проекту выходца из Франции Тома де Томона, стал еще одним штрихом в псевдоегипетской архитектурной вакханалии, захлестнувшей Павловск и Царское Cело. Проект фонтана был заказан архитектору в 1806 году, а реализовался в 1809. Как видим, государь- масон погиб, но вкусы не изменились… Или почти не изменились. Сфинксы Томона в отличие от тех, что украсили причалы дач Строганова и Безбородко, лежат в вальяжных позах, положив лапу на лапу, и в целом имеют более легкие и пластичные очертания. Вся стилистика изваяний и павильона с гранитными колоннами и куполом, который покрывает чашу фонтана, носит отпечаток античности. С египетскими прототипами их роднит только то, что это именно сфинксы. Сфинкс в Горном институте. Фото автора. Примерно в это же время возвращается к теме сфинксов работающий над постройкой здания Горного кадетского корпуса А.Н. Воронихин. Не будучи скован рамками определенного стиля и вкусом заказчика, он также по-новому воплощает вдохновивший его образ. Теперь доминирующей темой изваяний становится именно греческая легенда о женщине-львице Сфинкс. Стилистика подчиняется сюжету. Изящные филигранные женские лица обрамлены вьющимися волосами, покрытыми диадемой. Мягкими складками ниспадает одеяние, облегающее высокую грудь. Пластично и тщательно проработано львиное тело. Эти изваяния представляют собой яркий образец русского классицизма, основой которого служили античные мотивы. Предполагается, что статуи украшали собой так называемый аванзал. Тем не менее, не смотря на стилистику, и сфинксы Томона, и сфинксы Воронихина в Горном остаются сфинксами, а даты их «рождения» согласуются с выявленным нами «циклом правителей». Хотя, заметим, с наименее драматичным его моментом. Николай II, с воцарением которого мы соотнесли их появление, взошел на престол естественным путем, без переворотов и кровавых историй.

  • Пришествие

Сфинкс на Египетском мосту. Фото автора. Основные даты следующего этапа установки сфинксов — это 1826 и 1832 годы. В 1826 году был открыт Египетский мост. В этом же году произошло еще одно, менее эффектное, но тоже значимое событие: при перестройке здания из помещения во двор, к только что построенному новому корпусу Горного института, переместились сфинксы, созданные Воронихиным. А в 1832 году были привезены настоящие сфинксы из Египта. Однако, если быть точным, этот этап продлился более десятилетия: с начала 1820-х по 1834 г. При этом все события данного отрезка времени соединяются, словно звенья одной цепи. С начала 1820-х по 1826 год шли работы по проектированию и постройке цепного однопролетного Египетского моста через Фонтанку по проекту инженера Г. Треттера и скульптора П. П. Соколова. Они сотрудничали при постройке мостов и раньше. Соколов украсил фигурами львов Львиный мост и фигурами грифонов — Банковский. Но в этом проекте он превзошел самого себя, задумав украсить мост не только экзотическими скульптурами сфинксов, но еще и помпезными воротами в египетском стиле. Что и было сделано. Оформление ворот, на которых были закреплены цепи, державшие мост, носило эклектичный характер. Силуэт ворот действительно напоминал египетскую архитектуру. Однако иероглифы и другие элементы оформления, конечно же, имели мало общего с египетскими образцами. Что касается фигур сфинксов, установленных перед воротами, то их можно сравнить сразу с обоими решениями Воронихина. Подобно сфинксам у Горного, они достаточно полно воплощают образ женщины-львицы из греческой легенды: лица с мягкими чертами античных статуй, женская грудь, диадема на голове. Однако сдержанность позы, лаконичность моделировки тела, строгое отстраненное выражение лица и ниспадающие из-под диадемы прямоугольные концы клафта (платка), какой мы часто можем видеть на скульптурных портретах фараонов, напоминают египетскую стилистику и, в том числе, воронихинские сфинксы у дачи Строганова. Эта параллель в работах Воронихина и Соколова легко объяснима. Художники были почти ровесниками. Соколов побывал во Франции в то же самое время, когда там довелось быть Воронихину. Окончив курс Академии художеств с большой золотой медалью, молодой скульптор был отправлен туда для совершенствования мастерства. Тремя- четырьмя годами позднее постройки Египетского моста, как бы в дополнение к украсившим его воротам, появляются еще одни. Это Египетские ворота, построенные по проекту архитектора Менеласа все на той же дороге в Царское Село. Они словно призваны стать достойным венцом «египетской кунсткамеры», которая за последнее столетие была разбросана в загородных резиденциях правящей династии. Две каменные караулки ворот подражают форме пилонов, обрамлявших входы в египетские храмы, а между ними располагается легкая металлическая арка. Стены караулок декорированы рельефными композициями, представляющими собой копии сцен с известных египетских оригиналов. По сторонам мы видим гермы больше всего похожие на монументальные изображения саркофагов, поставленных вертикально. В виде таких же «саркофагов» оформлены и устои арки… Почти развороченная гробница. И это уже вторые «египетские ворота», построенные за считанные годы! Ворота для кого? Петербург словно бы готовился к встрече… Сфинкс фараона Небмаатра. Фото: Ассоциация по изучению Древнего Египта МААТ. Не прошло и года с момента постройки последних ворот, как воплотилось то, что читалось доселе лишь неясным намеком: на судне под названием «Буэна Сперанца» («Добрая Надежда»), плывет он — Царь Верхнего и Нижнего Египта Небмаатра. Два подлинных египетских сфинкса! Образ живой. Фараон, ожидающий возрождения. Знак, предрекающий конец царствующей династии и приход новой власти через 86 лет. Впрочем, путь этих сфинксов в Россию начался несколько раньше. В то время, когда строился Египетский мост, предприимчивый грек Джованни Атанази уже вовсю вел раскопки египетских древностей на западном берегу Нила в Фивах, превратив их продажу интересующимся в доходный бизнес. В пору постройки Египетских ворот он как раз извлек из-под многометрового слоя песка знаменитые статуи сфинксов с ликом фараона Небмаатра (Аменхотепа III). Один из сфинксов во время разлива Нила был отправлен на пальмовых плотах вниз по течению в Александрию для продажи, и встретился там русскому офицеру и дипломату Андрею Николаевичу Муравьеву. Он решил добиться, чтобы сфинксов приобрела Россия, и сообщил о выставленных на продажу реликвиях русскому послу, приложив к письму рисунок сфинкса. Посол отправил письмо Муравьева Николаю I, а тот отослал его в Академию художеств с вопросом: «Полезно ли будет сие приобретение?» На это Академия художеств ответила положительно. Заметим, что за время этой переписки владельцу древностей надоело ждать, и он договорился о продаже сфинксов Франции с представителем французского правительства. И стоять бы сфинксам на берегах Сены, да деньги по этой сделке так и не были заплачены: в 1830 году во Франции случилась очередная революция, положившая конец династии Бурбонов. (Симптоматично, что это событие совпало с попыткой приобретения французами подлинных египетских сфинксов.) Однако фараону Небмаатра, как видно, было не до пустяков. Его ждали великие дела на берегах Невы. Как раз подоспели деньги из России, и сфинксы были отправлены в Петербург. При погрузке изваяния едва не погубили итальянский корабль «Буэна Сперанца», так как первый из сфинксов сорвался с подъемных приспособлений и рухнул, едва не проломив дно судна. Тем не менее, капитан оказался человеком настойчивым, и спустя год плавания, в конце мая 1832 года, доставил изваяния к пристани на Васильевском острове. А через 86 с небольшим лет, в полном согласии с отмеченной ранее тенденцией, в России произошла революция… Два года простояли сфинксы во дворе Академии художеств, и лишь в 1834-м их установили напротив здания на набережной. На гранитных постаментах под ними была высечена надпись, придуманная президентом Академии А.Н. Олениным: «Сии огромные сфинксы, посвященные знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены во град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году». Надпись явно была длинновата, но, пока был жив Оленин (не желая, видимо, его обидеть), ее не трогали. Однако после его смерти, в 1843 году, высекли другую надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году», словно бы указав на то, что 1832 год в судьбах сфинксов и града все-таки важнее.

  • Фараоны и сфинксы

Сфинкс фараона Хафра, Гиза. Фото: http://www.flickr.com/people/arancidamoeba/ Совпадения и параллели в этой истории будто бы сплетаются в единую цепь. Ничто не указывает ни на что прямо, но что-то заставляет чувствовать: все не просто так. И теперь в общую копилку совпадений нам нужно добавить еще одно. Дело в том, что фараон Небмаатра — Аменхотеп III относился к династии правителей, у которой со сфинксами были очень особые отношения. Речь идет о XVIII династии, открывающей в хронологии Египта период Нового царства. Начало ей положил фараон Яхмес I — Небпехтира, который освободил Египет от власти захватчиков гиксосов, длившейся около ста лет. Этот фараон происходил из Фив (по-египетски Уасет) — центра культа Амона. Жрецы этого бога оказали Яхмесу значительную поддержку в борьбе с завоевателями, поэтому Яхмес и его наследники стали проявлять к Амону особое почтение. Амон был отождествлен с верховным богом Египта — Ра, традиционно считавшимся отцом фараонов, и его культ стал главенствовать в государстве. Превозношение Амона стало столь велико, что люди начали забывать подлинные образы всевышнего Ра, постепенно уверяясь, что бараноголовый Амон и есть его изображение. Но, несмотря на заслуги жрецов Амона перед страной, так не могло продолжаться бесконечно. Спустя сто с лишним лет со времен Яхмеса с одним из его далеких наследников, Менхепрура — Тутмесом IV, произошла история, которая стала толчком к изменениям баланса сил в религиозной жизни Египта. Это случилось в юные годы будущего царя, когда он охотился в пустыне на западном берегу Нила. Утомившись, Тутмес устроился на отдых в тени наполовину засыпанного песком гигантского сфинкса, сооруженного фараоном Хафра, что правил Египтом более чем за тысячу лет до этих событий. Юношей овладел сон, и приснилось ему, будто сфинкс обращается к нему с такими словами: — Взгляни на меня, смотри на меня, сын мой Тутмес. Я отец твой Хор эм ахет Атум-Хепри. Тебе дано будет … царство, и ты будешь носить белый венец и красный венец… Твой будет мир в длине своей и в ширине своей, везде, где освещает его блестящий глаз господина всего (мира). Полнота и богатство будут у тебя; лучшее земли сей и богатые дани всех народов. Дадутся тебе долгие годы жизни твоей. Лицо мое милостиво к тебе и сердце мое принадлежит тебе. Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Засыпан я песком страны, в которой пребываю. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце, тогда я познаю, что ты сын мой, мой помощник. Проснувшись, Тутмес понял, что должен освободить изваяние от песка, и поклялся сделать это. Свою клятву он исполнил, едва взойдя на престол. А эту историю повелел высечь на стеле и установить ее у подножия сфинкса. Она по сию пору стоит там. Стелла Тутмеса IV у сфинкса Хафра, Гиза. Фото: http://www.flickr.com/people/arancidamoeba/ Впоследствии Менхепрура — Тутмес IV, как и было ему предсказано, действительно стал великим фараоном, укрепившим мощь Египта и широко распространившим его влияние. Причем, так как это произошло не с благословения Амона, а по пророчеству, полученному Тутмесом IV во сне, со времени его правления стало восстанавливаться былое почитание солнечного бога Ра в его исконных образах, одним из которых является Хорэмахет Атум-Хепри. Благодаря успешному правлению Менхепрура его наследнику (а это был Небмаатра, сфинксы которого стоят в Петербурге) практически не пришлось вести войны с соседями, и все свои усилия он мог направить на укрепление благосостояния страны, строительство новых храмов и поддержку искусств. Страна при нем процветала, солнечного Ра продолжали выдвигать на первый план, но и Амон не был забыт: ему строились даже более пышные храмы, чем прежде. Сам же Небмаатра — Аменхотеп III еще при жизни по его собственному указу был причислен к божественному пантеону и почитался как мудрец и полубожество вплоть до периода римского владычества в Египте. Но еще дальше Небмаатра пошел его наследник — Неферхепрура, более известный как Эхнатон. В считанные годы он сделал культ Ра и фараона — его сына, исключительного провозвестника божественной воли на земле — вообще единственным культом Египта. Если Небмаатра потребовал своего почитания наравне с другими богами, то Неферхепрура поставил фараона как такового в центр религии вместе с Ра, отказав всем другим богам, и в первую очередь Амону, в праве на существование. Главным объектом поклонения стал непосредственно солнечный диск — Атон, дабы впредь солнечное божество не представлялось никому ни в образе барана, ни в образе человека, ни в каком-либо другом, помимо собственного. Египтологи полагают, что, проводя эти реформы, Эхнатон опирался на традиции, складывавшиеся еще в эпоху Великих пирамид — эпоху Хафра, сфинкс которого являлся во сне Тутмесу. Именно тогда (а если говорить точнее, при предшественнике Хафра — царе Джедефра) возникло представление о фараоне как о сыне Ра, которое Неферхепрура сделал основой своих преобразований. Религия Эхнатона была очень светлой, проникнутой любовью ко всему живущему в мире — творению божества. Самой главной ее особенностью стала удивительная последовательность: стремление во всем, начиная от художественных изображений и заканчивая организацией культа, буквально следовать истине. Если бог — это Солнце, дарующее всему сущему свет и жизнь, то и поклоняться нужно именно Атону — Солнечному Диску, а не антропоморфным изображениям божества. Если художник изображает какие-либо творения Атона, то эти изображения должны соответствовать жизни, а не идеализированному канону. Если говорится, что бог создал все сущее, то это не метафора, а прямое утверждение: «жизнь есть свет». Если царь называется сыном бога, то и это утверждение понимается буквально. «Эхнатон не просто вывел жречество из игры, а превратил культ Солнечного Диска, являющегося его отцом, во внутрисемейное дело», — пишет египтолог А.О. Большаков. Именно поэтому по памятникам эпохи Неферхепрура нам так хорошо знакома семейная жизнь фараона, царицы Нефертити и их дочерей: все они — семья божества… Как и всякий пророк, Эхнатон действительно верил в свою избранность и свое божественное происхождение. Думается, не только на Тутмеса — Менхепрура, но и на его преемников произвел огромное впечатление тот разговор божества в образе сфинкса с юным наследником престола. Размышляя об этом уроке, они, вероятно, пришли к выводу, что религиозные тексты не врут и их нужно понимать намного буквальнее, чем казалось предшественникам. Видимо, именно в этом кроется причина появления прижизненного культа Небмаатра и в этом же состоит смысл действий Эхнатона — Неферхепрура. Совершая религиозный переворот, он диктовал стране не свою волю, но волю божества. В качестве памятника себе и своей религии Эхнатон оставил не стелу, не сфинксов, как предшественники, а целый город Атона — «полный красотами Ахетатон». Существует гипотеза, что город этот имел астрономическую ориентацию. На скалах, кольцом окружающих долину, где он был расположен, установлен ряд стел, отмечающих, как можно предположить, положения восходящего и заходящего Солнца у горизонта в дни равноденствий и солнцестояний, а также другие важные моменты годичного солнечного цикла. Даже само слово Ахетатон переводится как «горизонт Атона». Организация пространства, подобная описанной, типична для древних пригоризонтных обсерваторий. Но при этом, насколько можно судить, она уникальна для египетской архитектуры. Такого рода объект был бы уместнее в Европе того же времени, где подобные постройки встречались в изобилии. Египтяне использовали горизонт в качестве естественного инструмента, помогающего отмечать положение объектов на небесной сфере, но в отличие от европейцев не строили для этого кромлехов — круговых сооружений, таких, как, например, всем известный Стоунхендж. А в данном случае Эхнатон использовал для своих целей именно «кромлех», созданный самой природой. Впрочем, параллели Ахетатона с европейскими сооружениями могут быть и не случайны. На территории Британии в курганах племен, построивших Стоунхендж (по времени они близки к периоду правления в Египте Эхнатона), археологами среди прочих предметов найдены фаянсовые бусы из Египта. А совсем недавно в Германии, территория которой входила в этот же культурный ареал, обнаружено бронзовое блюдо местной работы, содержащее изображение путешествия по небу солнечной барки, очень похожее на египетские. Оно датируется приблизительно 1600 годом до н.э., то есть старше Ахетатона на два столетия. Так что, возможно, со временем мы узнаем больше о взаимопроникновении древних европейской и египетской культур. Ахетатон стал новой столицей Египта. Он был построен в считанные годы на месте, «не оскверненном почитанием никакого другого божества». Там были собраны лучшие художники и архитекторы; туда направлялись материалы от недостроенных, а теперь ставших ненужными храмов прежних богов; туда в спешном порядке переехал весь царский двор… Ничего не напоминает? Конечно же, Петербург. Общего между двумя городами немало. Например, склонностью к астрономическому символизму при планировании отличался не только Эхнатон, но и один из ближайших сподвижников Петра I — астролог Яков Брюс, принимавший участие в создании Петербурга. Кроме того, большая часть долины Нила, включая Ахетатон, находится на одном меридиане с городом на Неве, а вдоль меридианов, по направлению на север, согласно известной эзотерической легенде, должно происходить «переселение душ». И, наконец, город Эхнатона, заброшенный после его смерти подданными и засыпанный песками, был заново открыт в год воцарения Александра III — первого из царей, чей приход был «предсказан» петербургским «циклом сфинксов»! Кажется даже закономерным, что и сфинксы Небмаатра также «выбрали» город Петра… Но оставим метафизику. Поговорим об астрологической стороне явления.

  • Астрология прошлого

Панорама Петербурга с Египетским мостом. Фото автора. Как уже было сказано, время установки практически каждого сфинкса в Петербурге совпадает со значимыми точками цикла смены идеологии — цикла Урана и Нептуна: половина, треть, три четверти пути до соединения планет и т.д. Установка первых сфинксов на дачах Строганова и Безбородко соответствует отметке пять шестых: до ближайшего соединения планет осталась одна шестая пути. С точки зрения цикла идеологии, это такой момент, когда доминирующая в общественной жизни идея обретает самостоятельность. Уже оформленная и реализованная в полном объеме, она начинает существовать независимо от первоначального посыла и тех, кто ее породил. Символически этот момент цикла соотносится со знаком Водолея и его управителем — Ураном, которые отвечают за преобразование, освобождение и качественные скачки. И действительно, событие, заложенное на будущее установкой первых сфинксов, имело революционный характер. Ведь Александр II, которого сменил на престоле Александр III, был убит народовольцами. С Ураном вообще связано очень многое в Петербурге. Эта планета – сильно акцентирована в гороскопе города. Поэтому не удивительно, что и такое эпохальное событие, как появление сфинксов, тоже произошло под его влиянием. Тем не менее, напрашивается пара вопросов. Если установка сфинксов имеет параллели с циклом идеологии, которым управляют вместе Уран и Нептун, почему первое такое событие произошло не в начале одного из циклов, в момент соединения двух планет, а ближе к его концу? Логика цикла, в таком случае заставляет предположить, что это событие является не отправной точкой, а следствием некой цепи событий. Если же это так, то, что тогда явилось истоком истории сфинксов? Попробуем разобраться. Ближайшее перед установкой первых сфинксов соединение Урана и Нептуна происходило в 1649-1650 годах и оказывало свое влияние в период с 1646 по 1652 год. Чем ознаменовалось это время в русской истории? Оно относится к первым годам правления второго официального и первого фактического правителя династии Романовых — Алексея Михайловича, отца Петра I. Дед Петра — Михаил Романов, избранный на царство Земским собором, как мы знаем, фактически государством не правил, предоставив власть сначала своему отцу — патриарху Филарету, а затем боярам. Впрочем, важно не это. При Алексее Михайловиче, в 1949 году, как раз период соединения Нептуна с Ураном, было издано Соборное уложение — свод законов Московского государства: первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы. Одной из важнейших особенностей этого свода законов было установление бессрочной прикрепленности крестьян к земле и крепость владельцу. Проще говоря — юридическое оформление крепостного права, отнимавшее у зависимых крестьян практически любые возможности перемены участи, такие как выход из крестьянства или уход от одного землевладельца к другому. Действовало это Соборное уложение (что интересно) вплоть до разработки Свода Законов Российской империи в 1832 году – в том самом, на который приходится один из наиболее ярких моментов истории сфинксов – прибытие в Петербург подлинных статуй из Египта. Как будто бы незримый режиссер этой истории намекает нам: нет, не зря мы отправились искать смысл появления сфинксов на Неве в глубину лет, к началу цикла, — связь их с идеологией, сформулированной в ту пору, тесна и неслучайна. Идеология эта, как представляется, глядя из сегодняшнего дня, была немудреной: у господ своя жизнь, а рабы, да знают свое место. Она не замедлила стать одной из причин бунта под предводительством первого русского «революционера» Степана Разина, казненного впоследствии по решению администрации Алексея Михайловича на Болотной площади в Москве… А дальше завертелось колесо истории, заработал цикл. Реформы Петра I, перенос столицы в Петербург, становление Российской империи и все последующее логически вытекало из посыла, который заложил Алексей Михайлович – царь спокойный и благонравный, но глухой к народу и охочий до иноземных достижений да забав. К концу XVIII века, в преддверии завершения этого цикла, на этапе, когда идея обретает независимость от ее творцов, процесс стал неуправляемым. Иноземные мистические учения и идеалы захлестнули государей и вверенную им страну. Тогда в Петербург пришли сфинксы. Они были продуктом, символом вышедшей из-под контроля правителей идеологии — вот почему они появились именно в этот момент. Установка сфинксов стала точкой отсчета нового цикла — «цикла сфинксов», который наложился на основной цикл Урана — Нептуна. Нечто вписалось в общий ритм истории, магическим образом изменив его, расставив новые акценты. И вот спустя 86 лет после появления первых изваяний Александр II — монарх, исправивший ошибку предков и отменивший крепостное право, уже не встретил той благодарности, на которую мог бы рассчитывать, а пал жертвой народных волнений… 86 лет — время, равное половине цикла, его середине. А середина цикла — время максимального проявления, раскрытия, зеркального отображения посыла в реальности. В данном случае — посыла, заложенного установкой сфинксов. Возможно, не будь этого, судьба Александра и династии Романовых была бы другой. Следующая группа сфинксов была поставлена в период, когда до соединения Урана с Нептуном оставалась всего одна двенадцатая пути. Этот этап цикла идеологии символически соответствует знаку Рыб и его управителю Нептуну. На этом этапе идея должна либо раствориться в общественном сознании, стать само собой разумеющейся данностью, либо угаснуть. Идеология, заложенная Алексеем Михайловичем, воплотившись в правлении Николая II, пришедшего к власти через 86 лет после установки сфинксов Воронихина в Горном институте и Тома де Томона на царскосельской дороге, могла только угаснуть. Попытки этого царя пойти навстречу чаяниям народа, предпринятые после 1905 года, опоздали и снова были обречены на провал. Слишком близок был 1911 год, отстоявший на 86 лет от постройки Египетского моста и перестановки сфинксов, «предсказавших» приход к власти самого Николая II. Начиная с этого времени, положение Николая меняется. Власть его призрачна, ситуацию в стране контролируют другие люди. Постройка упомянутого моста, перестановка воронихинских изваяний и прибытие в Петербург сфинксов Небмаатра происходили в период, отмеченный влиянием соединения Урана с Нептуном, символически соответствующего в цикле идеологии знаку Овна и его управляющей планете — Марсу. Марс отвечает за активность, борьбу, войну, инициативу. Как мы знаем, это реализовалось с 1911 по 1917 год. Соединение планет закладывает новую идеологию. Это и произошло. Почему символом новой идеологии стали именно настоящие сфинксы из Египта? Что означает эта связь времен? Трудный вопрос… Мне кажется, если живые, пусть даже и не очень хорошо понимая смысл своих действий, постоянно взывают к теням древних (как это делала российская знать в поры установки первых сфинксов), а среди них есть тень того, кто страстно желал продления своего земного существования и возрождения в будущем (как Небмаатра), каждому достанется по вере его, и пути их пересекутся. Странно и наивно, конечно, предполагать в Ленине — Небмаатра, а в методе социалистического реализма — стремление к буквальному отражению истины, свойственное религии его сына… Нам не дано заглянуть в закулисье судьбы и понять весь ее тайный механизм, все пересечения жизней и эпох, но какие-то пересечения здесь безусловно есть. Какие — не будем гадать… Принесла ли тень Небмаатра России добрую надежду, как то могло бы сулить название судна, на котором прибыли его сфинксы? Возможно, что так. Можно сказать, что революция стала освобождением от морока, наведенного властью, глухой к народу, заплутавшей в дебрях чуждых верований и влияний. Она дала надежду на лучшую жизнь. Можно сказать и обратное: пелена лжи и заблуждений, погубив династию правителей ее породивших, полностью окутала страну. Пока, в наше время, мы еще не в силах в полной мере понять и оценить все последствия и всё значение революционных событий. Это станет возможным лишь после 2041 года. Но разговор об этом еще впереди. Крушение Египетского моста, соотносящееся с распадом империи — Советского Союза, произошло в период противостояния Урана с Нептуном. Это середина цикла идеологии. Символически она соответствует знаку Весов и его управителю Хирону, которые отвечают за социализацию, партнерство, равенство. Как уже отмечалось, это время максимального раскрытия и проявления идеи. Революционной идеи, которую предвещала постройка этого моста. Получается, что реализацией революционной идеологии стало разрушение империи и появление России как отдельного государства в 1991 году. Мост обрушился, и сфинксы «разбежались». Те, которыми Воронихин украсил дачу Строганова, в связи с ее очередной перестройкой были перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект. А пробные модели сфинксов, украшавших Египетский мост, чем-то не угодившие создателям, объявились у входа в дом купца Галактионова на Можайской улице. И то, и другое произошло в течение каких-то пяти лет после крушения моста. Астрологически эти перестановки соотносятся все с тем же противостоянием Урана и Нептуна и, как мы уже говорили, символизируют противоречивые годы первого президентского срока Бориса Ельцина.

  • Астрология будущего

Сфинкс Соколова на Каменном острове. Фото: Нина Макеева Империя распалась, но сфинксы Небмаатра по-прежнему на своих местах, а вот сфинксы, которые могли бы символизировать появление новой идеологии, после них не ставились еще очень долго. Идеология власти осталась прежней. Следующее событие в «цикле сфинксов» — перестановка пробных моделей сфинксов П.П. Соколова от парадного входа бывшего дома купца Галактионова в сквер, расположенный во дворе этого же дома. Она произошла в 1930-х годах. Более точное время неизвестно. Однако мы можем сказать, что на большую часть этого периода распространялось влияние такого этапа цикла Урана — Нептуна, как шесть восьмых пути до очередного соединения. Символически он соответствует знаку Скорпиона и его управителю Плутону, которые отвечают за глубинный потенциал, скрытые резервы и возможности. На этом этапе происходит глубинная трансформация идеи: отказ от лишних ее аспектов и более глубокое понимание. Соответственно это событие может сулить некую трансформацию идеологии власти. Как всегда, через 86 лет, примерно в 2015-2025 годах. Дополнительную подсказку к этому можно найти в прогнозах, вытекающих из главной астрологической карты современной России – карты ее суверенитета. Согласно им, именно в 2015-2016 годах страна имеет все шансы пережить некую трансформацию идеологии, конституционного строя. (Таким образом, у нас есть основания предположить, что перестановка сфинксов, о которой мы говорим, произошла в начале 1930-х годов и соответственно ее «зеркальное отражение» в истории может проявиться скорее рано, чем поздно.) Важная веха — конец 1955 года, когда был открыт новый Египетский мост, имеющий мало общего с прежним, за исключением названия и сфинксов при въездах. И снова событие произошло на значимом этапе цикла Урана-Нептуна: три четверти пути. Это средняя позиция между соединением планет, когда первый мост был создан, и оппозицией, когда он разрушился. Символически этот этап цикла можно соотнести со знаком Козерога и правящей в нем планетой Сатурн. Они связаны с результативностью, четкой формулировкой и достижением целей, упорядочением, системой. Это этап зрелости, полного оформления идеи, когда она приносит свои плоды. Прибавив к 1955 году 86 лет, мы получим 2041 год. По символике события можно предположить, что в это время произойдет объединение империи на принципиально новой основе. Тогда будет виден окончательный результат того, что закладывалось в революционную пору. Примечательно, что мост снова явился не один. В пределах того же самого периода, к которому относится воссоздание моста, произошли еще два интересных события. Во-первых, в 1957-1958 годах была восстановлена разрушенная пристань у дачи А.А. Безбородко и для нее заново вырублены четыре сфинкса по образцу тех, что находятся во дворе Строгановского дворца. (Прежние сфинксы с этой пристани были утрачены еще во второй половине XIX века. Я не упомянул об этом выше лишь потому, что об этом факте мало что известно, хотя сам по себе он, конечно, интригует.) Во-вторых, в 1958 году была начата реставрация пристани напротив Академии художеств, где стоят сфинксы Небмаатра. На ней были воссозданы металлические украшения скамеек, изображающие грифонов. Получается, что в краткие сроки «почет» был оказан сразу всем наиболее важным героям нашей истории. К тому же сфинксы напротив дачи Безбородко, как бы они ни соответствовали старым образцам, — все-таки новые сфинксы. Значит, вместе с воссозданием империи в новом качестве может появиться и новый правитель с новой идеологией… Ну а далее, словно замыкая круг, произошло событие с воронихинскими сфинксами в Горном институте. Летом 1966 года их перенесли с прежнего места в сквер. В цикле Урана-Нептуна это снова период самостоятельности идеи, которым заведует Уран: время, когда события выходят из-под контроля. Ну а что касается символики… вряд ли следует ожидать, что появится новый правитель с новыми идеалами. Вероятнее всего, это будет очередной поворот в идеологии власти. В соответствии с циклом это получается приблизительно 2051-2052 год. В 1971 году пробные модели сфинксов П. П. Соколова были перенесены из двора бывшего дома Галактионова на набережную Каменного острова. Можно предположить (из-за отсутствия даты не сказать точно), что эта перестановка соответствует этапу семи восьмых пути до соединения Урана с Нептуном. Этот этап цикла, так же как и предыдущий, связан с Ураном и Водолеем. Но не с началом знака и временем обретения идеей самостоятельности, а с серединой — «свободным полетом». Учитывая, что эти сфинксы не новы, а позиция, которую они занимают в цикле, еще не предполагает угасания идеи, как было в предыдущем «круге», можно предположить, что текущий цикл смены идеологии будет иметь более удачное завершение. Какое? Бог весть. Увидим в 2057 году… Сфинкс Шемякина. Фото автора. Ну и, наконец, последние на сегодня сфинксы, установлены в Петербурге в 1995 году. Это сфинксы работы Михаила Шемякина на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты». Памятник жертвам политических репрессий. В цикле Урана-Нептуна год установки этих изваяний снова соответствует соединению планет — началу нового круга. Как и головы сфинксов Небмаатра, установленных на Неве на круг раньше, головы новоявленных изваяний снова венчает двойная корона Египта па-схемти (этого нет ни на одной другой группе петербургских сфинксов). И снова с какой-то загадочной настойчивостью судьба распоряжается так, что их судьба связана Францией, благодаря тому, что там живет их создатель. Да и ставятся они на набережной того самого Робеспьера, который сыграл немалую роль в событиях Великой французской революции, в пору которой история невских сфинксов началась. Та половина лиц изваяний авторства Шемякина, что ближе к воде изображает череп, другая – женский лик. Художник словно бы обнажает некую связь мира мертвых с миром живых, возникающую через сфинксов. Ее можно усмотреть и в символике сфинксов на даче Строганова, и в композиции Египетского моста, и в новой обители сфинксов Небмаатра… Что значат эти новые статуи? Может быть, они замыкают круг, завершая цикл сфинксов? Вряд ли. Летом 2002 года, словно бы в напоминание о Небмаатра, была проведена реставрация сфинксов напротив Академии художеств. Гранитные исполины, впервые с того времени, как их нашли в Египте, были очищены от многовековых наслоений грязи. Ровно через 172 года (количество лет, соответствующее полному циклу Урана и Нептуна) после того, как эти сфинксы приобрела Россия. При этом в Египте всего на несколько месяцев раньше, чем на Неве, аналогичная процедура проводилась над колоссами Мемнона, тоже изображающими Небмаатра. Фараон словно приготовился к какому-то своему торжеству… Затем, в мае 2004 года были демонтированы и отправлены на реставрацию сфинксы Соколова с Каменного острова, а 17 апреля 2010 года они возвращены на прежнее место. Цикл по-прежнему «работает». Сфинксы совершают эволюции в пространстве и времени. Идут невидимые часы…

В публикации использованы фото автора, сайта hellopiter.ru, Сергея Афанасьева, babs71, Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ», a rancid amoeba и Нины Макеевой.